angol42 (angol42) wrote,
angol42
angol42

Category:

Велопокатушка по Горному Алтаю. Август 2016.


Поход планировался как одиночный. Дмитрию Ефимову предстояло еще полгода отбывать воинскую повинность, другие потенциалные попутчики или собирались в долгий и дорогой велопоход по Индии, или же вообще отказались от дальних походов как таковых.

При планировании маршрута за основу был взят отчет Дмитрия Карпунина (Новоуральск) о велопоходе по Горному Алтаю 2014 года.

Прислушавшись к советам друзей, стартовать я решил из Турочака, финишировать там же. Добираться до места старта предстояло на автомобиле, так что долгое время оставался открытым вопрос о том, где оставить машину в Турочаке. Благодаря стечению обстоятельств на Велопервомае я познакомился с Сергеем Карповым, который без лишних разговоров решил вопрос со стоянкой, дав мне телефон своих друзей и предварительно им позвонив и предупредив обо мне.

В это раз перед походом не было ни волнения, связанного с покупкой билетов, ни ощущения внутреннего таймера, обычно запускавшегося после приобретения билетов на поезд. Я просто жил в привычном темпе, зная, что до назначенной даты старта остается все меньше и меньше времени. Когда осталось меньше двух недель, появился соблазн отложить поход еще на некоторое время – обещали затяжные дожди, да и вообще…

Тем не менее, снаряжение было собрано в положенный срок. Подробно на том, что именно я взял с собой в поход останавливаться не буду – в отчете о ВелоКиргизии 2012 года я настолько подробнейшим образом перечислил аптечку, запчасти, снаряжение и продукты, что состав моей аптечки из года в год упоминается в отчетах многих путешественников со всех уголков нашей страны. Скажу лишь, что с продовольствием и запчастями я немного переборщил – никогда ведь раньше в одиночные походы не ходил. Обновил продуктовый набор – вместо тушенки взял сушеную говядину, также бабушка жены насушила мне в дорогу кырт, сушеный творог (когда я увидел, что именно она приготовила, то немало удивился – вместо курта - привычных по Казахстану твердых творожных шариков, бабушка вручила мне тканевый мешочек, заполненный рассыпчатым сухим творогом). Еще из непривычных продуктов я взял двухкилограммовый пакет гейнера, купленный в магазине спортивного питания.

Чтобы разместить все взятое с собой на велосипеде, пришлось установить багажник на вилку велосипеда и навесить на него две сумки. Совсем забыл – из непривычных вещей я впервые после 2009 года взял с собой велосипедный шлем.



2 августа 2016 года. 1 день.
Выехал из Новокузнецка в 06.30. Шел проливной дождь. Впервые за последние годы я не ощутил ставших привычными при заброске к началу маршрута чувств облегчения и предвкушения предстоящих приключений, которые неизменно посещали меня всегда сразу после того, как поезд тронется с места, и за окном купе побегут назад столбы.



За 3 часа доехал до Таштагола, который с Турочаком, находящимся на территории Горного Алтая, связывает 90 километров гравийной дороги. Эти 90 километров я проехал за 2 с половиной часа. Все 5 с половиной часов дороги дождь шел не переставая.

Перед въездом в Турочак я позвонил Владимиру, телефон которого дал мне Сергей, и подъехал по названному адресу. Владимир, интеллигентного вида мужчина слегка за пятьдесят, встретил меня спокойно и гостеприимно, проиструктировал, как быть, если по возвращении я не застану его с женой дома. Также он посоветовал за сутки до моего возвращения отзвониться, чтобы успеть натопить для меня баню. Брать деньги за стоянку с меня категорически отказался. В честь знакомства я подарил Владимиру бутылку 10-летнего армянского коньяку. Пока я разгружался, Владимир уехал на работу, которую он прервал, чтобы встретить меня.



Наконец велосипед собран, навьючен и стоит у забора с надетым от дождя на седло полиэтиленовым пакетом. Я переоделся и сижу в машине, думая о том, как же неохота вылезать из теплого салона автомобиля под моросящий дождь.





Через двадцать минут, крутя педали и вдыхая воздух с запахом хвои, я думал о том, что дождь – это даже хорошо (при езде по асфальту), и вообще все просто здорово; обратно в машину уже совсем не хотелось.

Из Турочака я выехал в 13.30. В Артабыше, на берегу Телецкого озера был в 18.00. Отдыхал два раза по пять минут. На середине пути до Артыбаша вспомнил, что забыл взять шнур с разъемом мини-юсб – как же теперь заряжать камеру? Невольно ускорился в надежде успеть найти и купить в поселке очень нужный шнур.
Шнур я купил в последнем из четырех указанных местными жителями магазине, незадолго до закрытия. Набрал двухлитровую бутылку воды в колонке и поехал на пристань, договариваться насчет катера на завтра.

Перед пирсом меня нагнал парень на велосипеде. Разговорились. Он путешествует вдвоем с девушкой, проехали они уже больше тысячи километров по Монголии. Ирина, так зовут девушку, сейчас фотографирует окрестности, а он катаясь по поселку, встретил меня. Назавтра у них заказан катер через Телецкое, вместе с ними поплывут еще четверо– парень с девушкой ( москвичи Дима и Катя), девушка Женя из Иркутска и Дима из Якутии.

Конечно же, я заочно присоединился к их компании. По совету Ильи (так звали парня на велосипеде) я проехал до конца поселка. По пути встретил Диму и Катю на велосипедах, познакомились, они впечатлились идеей велопохода, я им сказал ссылку на свой канал на ютубе, после чего мы попрощались до завтрашнего утра и я поехал дальше в поисках места стоянки, где остановились Илья и Ирина.

Проехав вдоль поселка до конца асфальта и повернув направо, я прошел через территорию базы и вышел на берег Телецкого озера. Пришлось протащить велосипед по песку еще с полкилометра, прежде чем я увидел нужную палатку.

Вскоре после того, как я поставил свою палатку, подошли Илья и Ирина.







Из беседы с ними получалось, что наши дальнейшие маршруты в основном совпадают и мой поход перестает быть одиночным. Кроме того, Ирина договорилась с капитаном теплохода, и теперь с человека получается по 1 тысяче рублей до мыса Кырсай вместо планировавшихся 2-х. Илья позвонил москвичам Диме и Кате, которые договаривались с первым катером, те немного расстроились из-за нашего отказа.

Познакомился с девушкой Женей из Иркутска и Димой из Якутии. Они автостопщики. Несколько недель назад встретились на каком-то этно-фестивале, с тех пор едут и идут вместе.

Катер завтра в 8.00, вставать в 05.15.
Засыпаю под шум волн.

79 километров. Время в движении 5.13. Общий подъем 673 метра. Общий спуск 560 метров. Стоянка на высоте 437 метров.

3 августа 2016г. 2 день
За ночь небо прояснилось.
В 7 утра выдвинулись в сторону базы «Золотое озеро». С места стоянки до базы 5 километров в горку. Погрузились на теплоход «Бриз», оплатили по 1000 рублей с человека. В стоимость входит экскурсовод и заход на водопад «Корбу». Вместе с нами пассажиров человек пятнадцать, все отдыхающие - для них билеты по 2000 рублей, с учетом обратной дороги.









Экскурсовод Марина сразу взяла ситуацию под свой контроль, с ней не заскучаешь. Марина – инструктор ЛФК в барнаульском санатории, в «Золотое озеро» приезжает в отпуск каждое лето, отдохнуть и поработать гидом.





Через 3 часа остановка на водопаде Корбу. За посещение по 100 рублей с носа. Водопад красивый, посмотреть стоит, можно даже искупаться.



У берега несколько кафешек и киоски с сувенирами. Легкий перекус пирожками и возвращение на теплоход.

Нас обгоняют легкие катера – их скорость как минимум в два раза больше скорости теплохода. Под рассказы и шутки экскурсовода Марины 6 часов на теплоходе проходят почти незаметно. Команда теплохода угощает пассажиров травяным чаем из большого чайника – хватает каждому.



Солнце припекает. На мысе Кырсай пассажирам катера обещано купание – на южном берегу озера ощутимо теплее, чем в Артыбаше. Даже зимой южная часть озера не замерзает, из-за чего жители прибрежных кордонов оказываются изолированными от цивилизации до весны.

В 14.00 теплоход причалил к берегу. Вдвоем с Ильей по очереди спустили на берег велосипеды и рюкзаки.





На мысе много палаток с припаркованными возле них автомобилями. В ста метрах от берега деревянные домики, на одном из которых виднеется надпись «Кафе».

Капитан нашего теплохода сиреной созывает купающихся пассажиров на борт. Наши попутчики, девушка Женя и Дима расстаются – Дима отправляется дальше по долине Чулышмана, а Женя возвращается в Артыбаш. Момента расставания я не видел, но Женя кажется расстроенной, Дима же напротив, бодр и спешит в дорогу.

Обменялись контактами с экскурсоводом Мариной, и начали ставить палатки неподалеку на берегу. Теплоход «Бриз», медленно развернувшись, отправился в обратный путь.

Почему я пишу мы вместо я? Потому что Илья и Ирина ставят свою палатку рядом с моей. Кстати, насчет палатки,- вообще-то дневку я не планировал, и хотел бы проехать дальше и встать на стоянку вечером, на берегу реки Чулышман, но таком случае мне пришлось бы расстаться со своими попутчиками, а я этого пока не планировал.



Палатки успели поставить вовремя – прошел проливной дождь, после которого небо быстро очистилось и вновь зажарило солнце. Я дважды искупался в озере. Вода все же холодновата – по ощущениям в районе 20 градусов.



На берегу и на пустых местах стоянок в достаточном количестве валяется мусор. Туалет возле кафе.
Узнал новые подробности о своих попутчиках. Илья и Ирина, прежде чем оказаться в Горном Алтае, проехали вместе по Монголии более 1000 километров. Едут без запланированного маршрута. Финишировать собираются в Бийске, откуда на поезде хотят добраться домой до Красноярска. Илья странно для парня, путешествующего со спутницей, заигрывает с девушками с соседней стоянки. Ирина развеяла мои сомнения, сказав, что Илья ей не муж, не парень и вообще не в ее вкусе, тем более, что ее ждет дома, в Красноярске, законный муж. Однако, я удивлен.

Вечером подошла похожая на мужчину молодая женщина, и на повышенных тонах, словно заранее ожидая отпора, объявила, что мы должны ей по 200 рублей с палатки – берег в аренде у базы «Золотые пески». Я заплатил сразу, ребята пообещали позже занести деньги в кафе.

Темнеет. Вокруг не то, чтобы много, но есть палатки, слышны голоса. Засыпаю с мыслями о том, сколько километров я мог бы за сегодня проехать.





Дневной километраж – 5 км.



4 августа. 3 день.
Утром рядом с нашими палатками обнаружилась еще одна – уже в темноте приехал на велосипеде Антон.




Антон, худощавый молодой человек невысокого роста с бородой путешественника, около полугода назад выехал из города Серпухов, передвигается по дорогам, не придерживаясь определенного маршрута.
Периодически, на непродолжительное время останавливается в городах, работает поваром, собирает деньги на дальнейшую дорогу. Антон называет свое большое путешествие и сопутствующий ему блог в инстаграме проектом «трипбайсикл» и говорит, что способствует развитию велотуризма.

Наш новый сосед спокоен и сдержан в словах и выражениях, что внушает уважение. Антон планирует переправиться через Телецкое и отправиться дальше в сторону Красноярска. В сдержанной манере пугает нас каменистой дорогой вдоль Чулышмана,- принимая во внимание предпочтение Антона передвигаться по автомобильным дорогам, мы пугаться не спешим.

Выезжаем в начале девятого утра. перед стартом прощаемся с Антоном. Ребята вспоминают, что так и не заплатили за палатку.

Небо хмурится, мелкий дождь усиливается холодным ветром, вынуждая остановиться, чтобы утеплиться и зачехлить рюкзаки. Несмотря на погоду, после вчерашнего простоя ехать легко и приятно. Через час проехали Балыкчу, отдохнули на берегу Чулышмана. Дождь закончился, по небу плывут контрастные, сине-серого цвета облака. Красиво. На мгновение пожалел, что не взял с собой зеркалку.

Облака быстро рассеялись, с удовольствием едем по гравийной дороге, шутим про предостережения Антона. Илья выглядит угрюмым и не реагирует на шутки, но терпеливо дожидается часто останавливающихся для фото-видеосъемки попутчиков.





В движении переговариваемся, обсуждаем пройденные и желаемые маршруты. Говорим про возможность совместных путешествий.















За поселком Коо в 14.00 решаем остановиться на обед. Я, как примкнувший к бОльшему по численности коллективу, чем свой, принимаю Илью, как руководителя, и жду быстрого выбора места остановки. Место выбрано. Я развьючиваю рюкзак, достаю пакет с едой, после чего Илья решает, что дальше есть более подходящее место. Гружу рюкзак, идем к новому месту, которое оказывается всего в десяти метрах от первого. Стараюсь не комментировать.

Обедаем. Я в первый и последний раз за поход достаю солнечную батарею, пробуем ее работу на телефоне Ильи. Батарея работает как надо, только недолго – пора ехать дальше.

Проезжаем несколько баз отдыха, расположенных у берега. На противоположной стороне реки виднеются каменные «грибы», там же, неподалеку начало тропы на водопад Учар. За переправу через реку берут по 500 рублей за лодку. Принимаем решение ехать дальше. Ирина немного расстроена тем, что не увидит водопад, но переубедить нас не пытается.

Илья зашел в магазин купить молока, вышел ни с чем – цены кусаются (не помню цифр). Рядом с магазин бегают две черненькие алтайские девчушки лет 5-7. Илья спросил, как их зовут. Пелагея и Снежана, причем Снежана – та, что темнее, причем настолько, что выглядит почти негритенком, кроме разреза глаз.

Базы отдыха и машины попадаются все чаще. Видели гадюку, ползущую вдоль дороги. Ирина хотела ее сфотографироать, но Илья строго посоветовал ей не приближаться к змее. Невольно наблюдаю за взаимоотношениями Ильи и Ирины. Вчера, после того, как я узнал, что они не пара, я заметил, что они явно устали друг от друга, и я, возможно, одна из причин, которые не дают разгореться ссоре. Сегодня же в пути, наблюдая, как терпеливо Илья дожидается Ирину и предостерегает ее от фотографирования змеи, я проникаюсь к нему уважением.



Дорога петляет вдоль Чулышмана, ущелье углубляется и сужается. Горы справа и слева от нас становятся выше и подступают все ближе. Слева, за рекой, красиво блестят в лучах заходящего солнца водопады.

После шести часов вечера солнце скрывается за вершинами гор, еще несколько часов продолжая освещать долину слабым светом. Усиливается ветер. Пора искать место стоянки. Предлагаю первое попавшееся. Решаем найти получше. Через километр слева от дороги на берегу вижу хорошее место. Останавливаемся.

Илья, в надежде найти место без песка, идет дальше вперед на разведку. Вернувшись, говорит, что в двухстах метрах впереди есть отличная площадка, но там стоит палатка пары из Новосибирска, и они попросили не нарушать их уединения. Все согласны ставить палатки здесь. Достаю палатку, начинаю ставить, и тут Илья предлагает еще поискать место, ссылаясь на то, что песок, ветер и шум реки будут помехой. Говорю, что они могут вставать, где хотят, а я остаюсь здесь – не паковать же палатку обратно. В итоге ребята ставят свою палатку рядом, Илья сразу забирается внутрь.

Я готовлю себе суп, съедаю его в одиночестве и подхожу к палатке ребят. Ирина готовит на ужин грибы, ест их сама и угощает меня. Илья продолжает сидеть в палатке, не отзываясь на мои призывы. Ирина просит его не беспокоить.

После ужина, сидя на поваленном дереве перед шумящей на перекатах рекой, поговорили с Ириной на житейские темы.

Ветер и шум реки лишь помогли мне уснуть.





Километраж – 69 км
Общий подъем – 477 метров, общий спуск – 267 метров.
Время в движении 6 часов 25 мин
Стоянка на высоте 640 метров.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments